Экономика - это наука о ведении хозяйства

Экономика - это наука о ведении хозяйства

Россию - в расход, такова экономическая политика власти На прошлой неделе правительство одобрило очередной план мероприятий по повышению темпов роста экономики.


Состоящий из более чем 20 пунктов, он касается в первую очередь развития малого и среднего бизнеса, улучшения делового климата и повышения инвестиционной активности, большей доступности кредитования и "развития реального сектора". Особое внимание привлекли планы новых крупных госинвестиций в инфраструктурные проекты, которые должны обрести реальные очертания уже осенью.


Иначе говоря, власть выбрала традиционный путь: в очередной раз попытаться дать экономике больше денег. Каковы шансы, что этот маневр сработает? На мой взгляд, они невелики - и я попытаюсь объяснить почему. Прежде всего нужно исходить из того, какие именно деньги правительство намерено направить на нужды оживления роста.


Откуда они "берутся"? Тут полезно сравнить, к примеру, эволюцию бюджетных показателей за последние годы в России и Соединенных Штатах. Все считают, что Америка запуталась в своих проблемах, что ее поддерживает только "печатание" денег и "вбрасывание" их в экономику. Но взглянем на цифры. В 2006 г. США составляли $2,65 трлн, в 2012-м - $3,65 трлн.


Прирост показателя - "всего" $1 трлн, или 6,3% от размера ВВП 2012 г. В России в 2006 г. 4,28 трлн руб., 2012-м - уже 12,89 трлн руб. В нашем случае прирост расходов составил 8,7 трлн руб., 13,9% ВВП в текущих ценах прошлого года. Получается, что "бюджетное стимулирование" экономики за последние шесть лет шло в России вдвое более интенсивно, чем в Америке. И все равно в 2013 г.


В чем причина того, что увеличение государственных расходов не дает результатов? На мой взгляд, в том, что экономика не может "почувствовать" значительную долю этих растущих трат.


Наиболее быстро у нас растут ассигнования на правоохранительную деятельность и на оборону - но этот рост либо оборачивается непроизводительным проеданием средств (или наносит экономике прямой ущерб), как в случае с "правоохранителями", либо поддерживает на плаву безнадежные предприятия ВПК, способные лишь постоянно повышать цену на свою продукцию.


Большие деньги идут и на инфраструктуру, но результаты этих инвестиций либо не видны (нормальной автодороги из Москвы в Питер так и нет, а "Сапсаны" ездят по старым рельсам), либо в ряде случаев не используются (как мост на о. Русский или - в перспективе - спортивные объекты в Сочи).


При этом именно в случае с инфраструктурой оказывается, что инвестиции не дают мультиплицирующего эффекта. Во-первых, потому что не менее 30-40% средств просто воруется и уходит за рубеж (и это еще "консервативные" оценки). Во-вторых, потому что большая часть зарплаты на подобных объектах начисляется работникам-мигрантам и тоже спроса внутри страны не порождает.


Наконец, очень существенная часть оборудования и техники, используемых на таких работах, поступает по импорту и также не создает в России ни дополнительного спроса, ни новых рабочих мест. Я могу ошибаться, но думаю, что из 1 рубля, выплаченного властями для реализации инфраструктурных проектов, в России остается не более 40 копеек.


Собственно, именно в этом я вижу главную причину того, что рост государственных расходов не "запускает" у нас экономический рост. А рассуждения об "улучшении делового климата" - это беллетристика, на которую я и вообще не обращал бы внимания. И тут мы приходим ко второй части проблемы. Вернемся к России и США - но с другой "стороны". США составляли $2,41 трлн, а в 2012-м.. 2,44 трлн, т.е.


В России же, где в 2006 г. 6,28 трлн руб., 2012 г. 12,85 трлн руб. Иначе говоря, в отличие от США, где правительство не увеличило налоговую нагрузку на бизнес, в России власти "нарастили" ее весьма заметно. В итоге складывается достаточно ясная картина. Американцы, борясь с кризисом, наращивают долг, но стремятся при этом не "резать" куриц, несущих яйца, - то есть не подрывать основы предпринимательства в стране.


В России, напротив, государство со все возрастающим рвением обкладывает бизнес налогами, чтобы затем направить их часть в не вполне прозрачные проекты, где как минимум половина данных денег просто-напросто "испарится". И нет ничего удивительного, что по мере наращивания госрасходов увеличивается и отток капиталов: с одной стороны, выводится украденное, с другой - предприниматели сворачивают бизнесы, так как не намерены платить столь высокие налоги при очень неблагоприятной институциональной среде.


Отсюда простой вывод. Не попытаться ли пойти по пути достаточно простых решений и не повышать более государственные расходы? Заморозить бесперспективные стройки, отказаться от имиджевых проектов типа скоростных магистралей, мостов на Сахалин и даже, страшно сказать..


Проинвентаризировать траты и провести заметный секвестр расходов - как минимум на 15-20%, или на 2-3 трлн руб.? Одновременно можно было бы пойти на сокращение налогов в тех сферах, где имеются "точки роста" занятости, - то есть прежде всего в малом и среднем бизнесе или в сфере услуг. Можно предложить довольно радикальные меры - например, полностью отменить страховые платежи для работников моложе 25 лет.


Это помогло бы вывести на рынок значительное число активных людей, которые сейчас проводят время в ожидании вузовских "корочек". Можно снизить НДС - например, с 18 до 14-15%. Осуществить в той или иной форме дополнительную налоговую амнистию.. Да много чего в этом случае можно было бы предложить. Но логика понятна. Госкорпорации НИКОГДА не создадут больше рабочих мест, чем средний и малый бизнес.


Чиновники НИКОГДА не избавятся от желания воровать, а возможностей для этого у них в ближайшие годы меньше не станет. И - что самое важное - власть НИКОГДА не научится действовать с таким же расчетом на прибыль и результат, как частный предприниматель.


Примеры подобных успешных стратегий сегодня есть - хотя на них не слишком обращают внимание. Столкнувшись с кризисом в 2009 г., Канада запустила именно такой механизм ответных мер. Сегодня ставка налога на прибыль в Канаде уже на 10% ниже, чем в США, снижаются НДС и подоходный налог. При этом на стимулирующие меры (включая инфраструктурные проекты) не тратится более 1,5% ВВП ежегодно.


Итоги впечатляют: государственный долг не превышает 20% ВВП, в кризис правительству не пришлось "спасать" ни один банк или корпорацию. Подобные тренды заметны в Швеции - с максимумов конца 1990-х налоги там снизились более чем на 30%, зато в 2010 г. ВВП составил 6,3%, а в 2011-м - 3,8%. Может быть, задуматься о том, что кейнсианские рецепты безудержного наращивания расходов не так универсальны и эффективны, как кажется? И не только оценивать "общую картину" кризиса в мире, но скорее учиться на пусть и немногочисленных, но позитивных исключениях?


На мой взгляд, нет ничего более эффективного для обеспечения экономического роста, чем не мешать ему происходить. И именно у российского правительства к этому есть все предпосылки. У него есть гигантские госкомпании, которые, пусть даже они и платят много налогов, отнюдь не бедствуют (в 2011 г. Газпром" был самой прибыльной публичной корпорацией в мире).


У него есть инструменты повышения доходов за счет допуска иностранцев к разработке природных богатств страны. У него есть большая свобода действий по наращиванию государственного долга и финансирования неумеренных расходов из привлеченных средств (тем более что власти - по крайней мере, публично - утверждают, что эти траты могут окупиться).


Если государство аккумулировало такой объем собственности, если оно создало свои энергетические монополии, то пусть и использует их для финансирования своих показушных проектов. А экономике пусть даст возможность вздохнуть - хуже от этого никому уж точно не станет. Владислав Иноземцев. Продолжение следует..



С наилучшими пожеланиями, искренне ваш - Романов Евгений В.

01 августа 2013, 08:11, г.Барнаул, алтайский край



Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.




Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

август 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Общественная организация
"100 Друзей"

------ Завести П/Я ------

на "Яндексе"
на "Майл-ру"

--------- SKYPE ---------

Skype Me™!

  • География читателей: Locations of visitors to this page Прямо сейчас на блоге: