Безработные выпускники. Что делать с высшим образованием

Сольем колхоз-миллионер с разваленным колхозом - получим подъем сельского хозяйства". Что ждать от программы реорганизации вузов? Кто виноват в невостребованности выпускников, и как это исправить? Опрос экспертов на E-xecutive.ru. Что нас ждет? 2013 году вновь начинают озадачиваться российские вузы. К осени 2013 года Министерство образования и науки разрабатывает новые критерии по оценке их эффективности.


В одном из общих критериев предлагается учитывать количество выпускников, оказавшихся на бирже труда, как пишет "Коммерсантъ". Согласно данным Роструда, в 2012 году около 34 тыс. Больше всего среди них юристов и экономистов. По предположению Александра Климова, заместителя министра образования, виной всему некачественное образование. В октябре 2012 года министерство проводило мониторинг российских госвузов. В итоге у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности (из 541 вузов и 994 филиала, участвовавших в исследовании).


В их числе оказались РГГУ, МАРХИ, ГУУ, Литературный институт имени Горького и другие известные институты. Одним дали шанс исправиться, другим пообещали реорганизацию - закрытие или присоединение к другому вузу. С критериями оценки были не согласны не только многие сотрудники вузов, но и студенты.


Тут стоит вспомнить забастовку студентов Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) в декабре 2012 года. Около 200 человек встали против решения Минобразования о реорганизации вуза. Итогом забастовки стало решение министерства о присоединении вуза к Российскому экономическому университету имени Г. Плеханова.


Согласно опросу Career.ru за 2012 год среди 1701 работодателя, на первом месте по причинам отказов выпускникам в работе стоят завышенные зарплатные ожидания и несоответствие корпоративной культуре. Какая основные причина отказов выпускникам при устройстве в вашу компанию? Завышенные зарплатные ожидания - 71% Несоответствие корпоративной культуре (несоответствие характера, стиля и пр.)


42% Отсутствие требуемых теоретических знаний - 28% Отсутствие опыта работы - 13% Другое - 8% "Тут важно не скатываться в среднюю температуру по больнице, - говорит Денис Каминский, кандидат экономических наук, партнер FutureToday. Одно дело - выпускники МГУ, МГИМО или другого ведущего вуза, другое - института из последней сотни рейтинга.


Первые не имеют проблем с работой. Как сказал один из известных рекламщиков после визита на экономический факультет МГУ: "Да у вас здесь объявлений о вакансиях как рекламы на "Первом канале" в прайм-тайм". Для небольших городов или менее востребованных специальностей ситуация может быть совсем другой. Конечно, нельзя целиком перекладывать ответственность за успешность выпускников на вузы. Успех - прежде всего ответственность самого человека.


Однако если некий вуз выпускает много студентов прямо на биржу труда - это повод задуматься. По моей оценке, самый редкий ресурс в системе образования сегодня - это качественный менеджмент. Hадо разработать целый ряд объективных критериев, и нельзя уделять внимание только количественным показателям - качество не менее важно". Так, являются ли безработные выпускники результатом работы госвузов? В какую сторону стоило бы пересмотреть критерии оценки высших учебных заведений?


Анатолий Востров, старший преподаватель Волгоградского государственного технического университета: Если министерство разрабатывает образовательные стандарты, проверяет их исполнение вузами, тогда "плохие" знания выпускников - это результат системы, приводимой в жизнь министерством или пофигизмом вузов в их реализации?


В больших системах (кафедра, вуз) и суперсистемах (отрасль образования) однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Вина здесь, как мне кажется, обоюдная.


Анна Дочкина, заведующая кафедрой предпринимательства и инновационных бизнес-технологий в Международном институте бизнес-образования: На момент, когда я заканчивала свой первый вуз (1988 год), безработицы не было как таковой, а учителям платили нормальную зарплату. Что сейчас?


Статус выпускника как безработного может быть разный, как и причины его нетрудоустройства. Можно лишь выдвинуть предположение о том, что часть вины, действительно, лежит на вузе: он не собирает сведения о трудоустройстве выпускников, не взаимодействует с работодателями и агентствами по трудоустройство.


Но говорить о том, что вуз полностью виноват в том, что выпускник не трудоустроился, по-моему, достаточно опасная точка зрения. Цепочка нетрудоустройства" началась намного раньше, чем выпускник попал в вуз.


Отсутствие какой-то системы управления формирования трудовых ресурсов для нужд отраслей народного хозяйства привело к перепроизводству многих специальностей, и не только юристов и экономистов. С рынком работодателей также не все гладко, не все готовы предложить законные условия труда.


Андрей Лазуткин, кандидат философских наук, доцент кафедры управления персоналом Сибирского государственного технологического университета: Являются ли безработные выпускники результатом работы госвузов? Да, бюрократическая структура типичного отечественного вуза других результатов выдавать не может. Что касается обозначенной в вопросе оценки - в целом подход правильный, но только если под термином "работа" понимать бизнес-процесс, а не функцию. Чиновники же, которые будут реализовывать этот подход, под термином "работа" понимают как раз функцию.


Влияют: состояние занятости в регионе, состоятельность родителей, уровень работы биржи труда в регионе, трудовая миграция из региона и др. Считаю, что министерством сознательно плодятся расплывчатые показатели. Игорь Липсиц, доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики: Безработица среди выпускников не может быть приписана только плохому качеству работы университета.


Это лишь один из факторов будущей судьбы выпускника. Остальные факторы: Несовпадение предпочтений школьников и их родителей относительно специальностей обучения с реальными запросами экономики страны. Между тем, вузы вынуждены наращивать набор на специальности, пользующиеся спросом. В противном случае университет не набирает должного количества студентов, лишается госфинансирования и закрывается. Макроэкономическая ситуация в России.


При быстро растущей экономике число фирм увеличивается, и выпускники быстро находят работу. В том числе экономисты и юристы. При падающих темпах роста хозяйства России поиск работы становится трудным даже для хорошо обученных специалистов. Региональные дисбалансы структур спроса и предложения на рынке труда.


Большинство молодых людей стремятся перебраться в Москву, где рынок специалистами ряда профессий уже перенасыщен. Определить веса для каждого из этих факторов и, соответственно, выделить роль низкого качества образования, полученного в университете, - задача до крайности трудная и дорогостоящая. Нужно ли ее вообще решать - вопрос спорный.


Михаил Соколов, кандидат социологических наук, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета: Численность безработных среди выпускников - часто используемая в мире мера определения эффективности университетов. Например, ей мотивировал необходимость реформы французских университетов Николя Саркози. Против, однако, есть масса возражений.


Другие носят более методологический характер: количество нашедших работу среди выпускников университетов второго эшелона определяется, например, состоянием региональной экономики. Вузы из разных регионов России оказываются в сильно неравном положении. Может быть, министерство будет учитывать такие вещи, но пока ничто не говорит о том. Проблема с регионами - это часть более общей проблемы.


Надо сравнивать не то, сколько выпускников данного вуза получило работу, а то, насколько шансы получить работу у них возрастают по сравнению с такими же выпускниками школ, которые попадают в другой университет или не идут получать высшее образование вовсе. Вузы, считающиеся сильными, получают лучших абитуриентов. Но лучшие будут делать лучшие карьеры даже при одном и том же уровне образования.


Есть много американских исследований, которые показывают, что, хотя выпускники Гарварда имеют средние зарплаты на $ 40-50 тыс. Гарвард тут ни при чем.


Начнем с того, что экономика "трубы" и порождаемая ей "производственная" инфраструктура, специализирующаяся на "распиливаниях бюджетов" и "откатах", не нуждается ни в инновациях, ни в высококвалифицированных конкурентоспособных профессионалах. Им предпочитают бессловесных гастарбайтеров, готовых продавать свой низкоквалифицированный труд за копейки.


По оценкам экспертов, такого рода демпинг на рынке труда отнимает у россиян до 10-15 млн рабочих мест, наносит ущерб не только экономическому, но и социально-психологическому благополучию соотечественников. Безусловно, в этой причинно-следственной цепочке, ведущей к безработице, вузы занимают определенное место. Но в контексте конкретной российской ситуации я бы назвала их заложниками сложившейся порочной системы.


E-xecutive.ru: Каково ваше отношение к программе по реорганизации вузов? В ней можно единожды пройти некую инициацию, получить заветную степень кандидата или доктора наук и потом всю свою жизнь объяснять студентам, как устроен мир. Адекватны ли эти объяснения? А зачем какому-нибудь профессору отвечать на этот нелепый вопрос? Его дело - объяснить, оценить меру усвоения этих объяснений и выставить оценку в диплом государственного образца.


Работодатель, который напрямую потребляет результаты труда профессора, не может сказать ему: "послушайте, уважаемый, ваша оценка необъективна, она не дает мне возможности отобрать толковых работников, которые бы лучше других разбирались в том-то". Обижать профессора нельзя - он лицо государственное и живет на налоги (то есть зарплата его насильно изъята государством).


Насилие - штука неоспоримая, и надо исходить из того, что профессорские оценки всегда объективны. Эту систему невозможно изменить изнутри, сколько бы чиновники не старались, она будет непоколебима!


Цель программы - отвлечь внимание от нищенских зарплат преподавательского состава вузов и "перевести стрелки" на них - мол, вузы и преподаватели неэффективные, следовательно, им не за что платить больше. С этой же целью поднята кампания по лишению недостойных ученых степеней под предлогом плагиата. Но это - отдельная тема.


Анна Дочкина: Отношение к программе по реорганизации вузов неоднозначное и очень противоречивое. Прежде всего, потому, что никто и ничего не спрашивает у основных участников образовательного процесса. Без получения общественного согласия было введено в школах ЕГЭ.


Теперь мы каждый год наблюдаем скандал за скандалом в школах и вузах. Стало ли выше качество образовательного процесса в вузе с внедрением в школу ЕГЭ? Стало ли выше качество выпускника школы после введения ЕГЭ? Есть ли исследования по этим вопросам, достойные внимания? Спросил ли кто родителей и работодателей о том, как повлияет ЕГЭ на качество выпускника или работника?


Игорь Липсиц: Это программа обезумевшего хирурга, которому легче отрезать пациенту ногу, чем тщательно и долго лечить пораженную конечность от начинающейся гангрены, но зато дать потом человеку возможность ходить без костылей. После гражданской войны большинство вузов тоже, вероятно, было в плачевном состоянии и было проще их закрыть.


Вместо этого реально государством поставлена задача быстрейшего сокращения расходов на систему высшего образования и закрытия ради этого первых попавшихся университетов, либо их слияния по хрущевской модели укрупнения колхозов: "сольем колхоз-миллионер с разваленным колхозом - получим подъем сельского хозяйства". В сельском хозяйстве это ни к чему хорошему не привело - не приведет и в высшем образовании.


Михаил Соколов: От реформ сектора высшего образования никуда не деться, но программа реорганизации вузов, которую предложило Министерство, не получила пока никакого ясного публичного объяснения. В основном она состоит из слияний сильных вузов со слабыми.


По всей видимости, предполагается, что менеджмент сильного вуза или придумает, как улучшить образование в своем новом подразделении, или просто избавится от большей части сотрудников, оставив себе здания и найдя им лучшее употребление. В действительности польза от этих слияний пока спорна - нет доказательств, что вуз-лидер не становится от этого хуже.


В краткосрочной перспективе, по крайней мере, поступают жалобы как стороны поглощаемого, так и поглощающего. Нина Старых: Мое отношение связано с ответом на вопрос: "Какая цель преследуется?" Увы, официальная информация на сей счет слишком скудная.


Общественности до сих пор не известны авторы рейтинга, в результате которого в список неблагополучных попали звездные российские вузы. По сути, без суда и следствия вынесли приговор многотысячным научно-педагогическим коллективам, уничтожили их репутацию. Отчего такая неприязнь к научно-педагогической элите?


Источник - Link


С наилучшими пожеланиями, искренне ваш - Романов Евгений В.

08 марта 2013, 12:36, г.Барнаул, алтайский край



Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.




Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Общественная организация
"100 Друзей"

------ Завести П/Я ------

на "Яндексе"
на "Майл-ру"

--------- SKYPE ---------

Skype Me™!

  • География читателей: Locations of visitors to this page Прямо сейчас на блоге: